В 2021 Aston Martin возвращается в «Формулу-1»: путь легендарной марки в автоспорте
Любой поклонник автомобилей, автоспорта и фильмов о Джеймсе Бонде с детства знает об этой марке.
Практически все хотя бы раз слышали о классическом зеленом цвете в гонках, моду на который задали именно в Великобритании. Наконец, в 2016 году фирма Nike выпустила специальную коллекцию обуви «Air Jordan 17+ Cooper», посвященную Aston Martin.
И если в России и во всем мире это просто очень известный бренд, в Великобритании AM – почти что культовая марка, национальное достояние. Говорят, если садишься в Aston Martin, сразу начинаешь разговаривать с легким британским акцентом и испытываешь любовь к Королеве. Aston Martin многие помнят и по культовому британскому телесериалу The Persuaders!, в котором снимались Роджер Мур и номинант на премию Оскар Тони Кёртис.
И как любая романтическая история, натыкающаяся на камни суровой реальности, история Aston Martin сопряжена с тяжелой финансовой обстановкой, которая, казалось, достигла своего апогея в конце 2019 года. С 2018 стоимость Aston Martin упала с 4,5 миллиарда долларов всего лишь до одного миллиарда, и компания практически сама продалась канадскому миллиардеру Лоуренсу Строллу – владельцу команды «Формулы-1» Racing Point и отцу гонщика F1 Лэнса Стролла. Лоуренс стал председателем совета директоров Aston Martin, и с его легкой руки мы увидим возвращение бренда в Королевский автоспорт.
К сожалению, и в данный момент дела у Aston Martin обстоят не лучшим образом: в течение 2020 года кризис COVID-19 вынудил уволить более 200 сотрудников, в первом квартале выручка сократилась на 31%. Исполнительный директор Энди Палмер был уволен, и на его место пришел бывший сотрудник Mercedes-AMG Тобиас Моерс. Компания искренне надеется на «выстрел» внедорожника DBX и успех гиперкара «Валькирия», и мы желаем удачи бренду в это нелегкое кризисное время. Будем следить за тем, как повлияет ситуация на выступление команды в «Формуле-1».
Тем не менее, Aston Martin – один из тех брендов, о котором можно рассказывать бесконечные истории и легенды тихим вечером, ведь в 2021 году британской иконе автомобилестроения исполнится уже 108 лет. От Ле-Мана до «Формулы-1» – вашему вниманию рассказ об Aston Martin в мире автоспорта.
Aston Martin на заре становления: Лионель на холме и первые попытки в автоспорте
Само название «Астон Мартин» уже само по себе является гоночным. В 1913 году английский бизнесмен Лионель Мартин участвовал в гонке, которая проходила в местечке под названием Астон-Клинтон. Этот холм, расположенный в Вендовер Вудс на хребте Чилтерн-Хиллз, Бакингемшир, стал культовым местом для поклонников бренда.
Сейчас Астон-Клинтон управляется Клубом Велосипедистов и регулярно принимает велосипедные гонки Великобритании на достаточно высоком уровне – в частности, на трассах для даунхилл, велокросса и горных трассах. Существуют специальные рекомендации и правила, запрещающие неопытным велосипедным гонщикам принимать участие в таких соревнованиях. Однако 108 лет назад на Астон-Клинтон проходили гонки на автомобилях Singer 10, одних из самых успешных моделей своего времени.
Гонку 1913 года выиграл Лионель Мартин, и это так его вдохновило, что свою компанию он назвал «Астон-Мартин» – в честь себя и Астон-Клинтон. В настоящее время на Астон-Клинтон установлен мемориал, посвященный истокам английского бренда.
Компания Aston Martin создала свой первый спортивный автомобиль с 1.4-литровым двигателем Coventry-Simples на шасси итальянского Isotta Fraschini, и уже была готова принять участие в соревнованиях, когда все планы рухнули из-за Первой мировой войны. После войны компанию решил поддержать польский граф Луи Зборовски, который являлся фанатом автоспорта, но и здесь случилась неудача – в 1924 году господин Зборовски погиб на Гран-при Италии в Монце. Однако до его смерти Aston Martin успели дебютировать в гонках!
15 июля на Гран-при Франции 1922 года в Страсбурге Луи Зборовки управлял автомобилем Aston Martin TT1, однако сошел из-за технической неисправности. Тем не менее, уже на Гран-при Пенья-Рине 1922 в Испании Aston Martin увидели финиш на втором месте.
Успех развить не удалось – после гибели Зборовски компания оказалась в убыточном положении. Ее спасла леди Ченвуд, но взамен руководителем компании стал ее сын, а сам Лионель Мартин опустился до уровня технического директора. А еще через 2 года компания была продана Биллу Ренуику и Аугусто Чезаре, и Астон, как бы горько и иронично это ни звучало, остался без Мартина – Лионель ушел из компании, которую сам же и основал.
До 1947 года компания боролась за выживание, ее постоянно перекупали. Просвет и единственный громкий всплеск случился на гонке «24 часа Ле-Мана» 1935 года, когда экипаж команды в составе Чарльза Мартина и Чарльза Брэкенбери неожиданно приехал на третье место за рулем Aston Martin Ulster. Но через несколько лет уже Вторая мировая война поглотит всю планету, и компания опять окажется на грани выживания. А основатель компании Лионель Мартин погибнет 21 октября 1945 года – по нелепой случайности.
Лионеля Мартина собьет насмерть автомобиль на Глостер-роуд в Лондоне, рядом с домом.
Успех Aston Martin: Дэвид Браун, «24 часа Ле-Мана» и гонки на выносливость
Главные автоспортивные успехи Aston Martin связаны как с гонкой «24 часа Ле-Мана», так и с гонками на выносливость и гонками в классе GT. Компания зарекомендовала себя, как одного из самых успешных производителей спорткаров. Но вряд ли что-то могло получиться без легендарного руководителя британской легенды – Дэвида Брауна, чьи инициалы DB известны всем поклонникам как английской марки, так и вообще автомобилей.
К 1947 году Aston Martin находились на грани банкротства, и не имея иных вариантов, подали объявление о продаже бренда во все газеты и средства массовой информации. Казалось, закрытие компании неизбежно, но объявление попалось на глаза Дэвиду Брауну – английскому предпринимателю и промышленнику, обожавшему автомобилестроение, и страстно желавшему влиться в новый для себя бизнес.
Надо сказать, господин Браун – знаковая личность для всей Великобритании. Родившись в богатой семье, уже к 17 годам он управлял бизнесом по производству и продаже тракторов и всевозможной техники, пригодной в сельском хозяйстве. К 1947 году в подчинении у Дэвида Брауна находились более чем 20 000 людей, и он искал новые возможности и бизнес-сферы для выгодного инвестирования. С покупкой Aston Martin связана одна полулегендарная история.
До Второй мировой войны Aston Martin успели создать прототип автомобиля Atom – уникальный аппарат для своего времени, с кузовом из алюминия и полуавтоматической коробкой передач.
Производство автомобиля было намечено как раз на начало 1940-х годов с легкой руки владельца компании на тот момент Гордона Сазерленда, однако война спутала все планы. Тем не менее, модель была выпущена, и Сазерленд лично «накатал» на ней более ста тысяч километров. Легенда же связана с тем, что Браун колебался при покупке Aston Martin, однако когда с подачи Сазерленда прокатился на Aston Martin Atom, безоговорочно решил взять бренд под свое крыло. Причем компания находилась в таком плачевном состоянии, что Браун смог сбить цену с 30 000 фунтов стерлингов до 20 500.
С появлением DB1, машины с аэродинамическим кузовом и 2-литровым двигателем с шестью цилиндрами, наступил и расцвет компании Aston Martin. Дэвид Браун не скупился на «вливания» в бренд, поставив главной целью победу в гонке «24 часа Ле-Мана», также он значительно повлиял на кадровые перестановки, что позволило бренду стать той легендой, которую мы знаем сегодня, а всевозможные модели DB прославили как марку, так и всю Великобританию. Нельзя не отметить и успешный product placement и выросшие затраты на рекламу. Чего стоит один диалог в фильме о Джеймсе Бонде «Голдфингер» 1964 года!
— Где мой Bentley?
— Он изжил себя.
— Но он служил мне столько лет!
— Это приказ M. С этого момента вы будете ездить на Aston Martin DB5.
К слову, герой романов Флемминга изначально ездил на Bentley, и предполагалось, что именно эта марка станет главным автомобилем агента 007, но Aston Martin перекупили это право.
Разумеется, одной из самых легендарных остается модель DBR1, которая «гремела» в мире в конце пятидесятых годов двадцатого века. Итак, как же развивался Aston Martin в большом автоспорте?
Первый успех – «24 часа Спа» 1948 года. Экипаж в составе Джока Хорсфолла и Лесли Джонсона на двухлитровом Aston Martin Sports одерживает победу, оставляя не при делах… Саму Ferrari!
Дальше – больше. На главной гонке «24 часа Ле-Мана» 1951 года экипаж Лэнса Маклина и Эрика Томпсона повторяет успех сезона 1935 – третьи в общем зачете! Впереди же оказались заклятые конкуренты из Jaguar.
И вот, первый громкий триумф! На гонке «1000 километров Нюрбургринга» 1957 года легендарный гонщик «Формулы-1» Тони Брукс за рулем Aston Martin DBR1 одерживает победу! И британская команда будет доминировать три сезона подряд в этом легендарном заезде, победы одержат Стирлинг Мосс и Дэн Гёрни.
Наконец, цель достигнута. «24 часа Ле-Мана» 1959 года и главный успех Aston Martin в своей истории выступлений в автоспорте.
Гонка-история, гонка-трагедия, в которой участвовали Дэн Гёрни, Фил Хилл, Стирлинг Мосс, Грэм Хилл и другие пилоты с мировым именем.
Пилот Aston Martin Стирлинг Мосс с самого старта ринулся в бой, захватив лидерство. По установке руководителя команды Рэга Парнелла, он должен был выполнять роль «зайца», заставляя Ferrari преследовать его. В британской команде надеялись, что ненадежные двигатели Ferrari не смогут долго держать подобный темп. Удивительно, но спустя час гонки не было ни одного схода, техника продолжала работать безотказно у всех пилотов.
К вечеру, около 20 часов, экипаж Бера – Гёрни за рулем Ferrari уже лидировал, опережая экипаж Aston Martin Стирлинга Мосса. Господин Мосс сойдет спустя 6 часов после старта гонки из-за отказа двигателя – план не только не оправдался, но и провалился. Победа Ferrari перед наступлением ночи казалась наиболее вероятным исходом, но еще через 4 часа лидирующая команда сложила свои полномочия – техническая неисправность.
И это открыло путь к победе сразу двум экипажам Aston Martin, но все было не так просто! Ночью Фил Хилл за рулем Ferrari догнал и обогнал лидеров, а у машины экипажа Aston Martin Рой Сальвадори – Кэролл Шелби (да-да, тот самый, который «против Ferrari» в исполнении Мэтта Деймона в недавнем художественном фильме) стала странно вибрировать подвеска. К облегчению последних это оказался разрушенный протектор резины, который застрял в колесной арке. Тем не менее, экипаж Фила Хилла (будущего чемпиона Ferrari в «Формуле-1») продолжал отрываться.
К раннему утру преимущество лидирующего экипажа Ferrari достигло двух кругов. Победа была так близка… И все-таки нет: около 11 утра, за 4 часа до конца гонки с преимуществом в 3 круга над соперниками, экипаж сходит из-за перегрева, открывая путь к победе экипажу под номером пять Кэроллу Шелби и Рою Сальвадори в составе Aston Martin.
Также эта победа станет легендой героизма Шелби – американский гонщик пилотировал с нитроглицерином под языком.
Как выяснится позже, техасец не сообщил о проблемах с сердцем своей команде, сам не зная о серьезности своего положения, и едва не терял сознание, пилотируя автомобиль.
Aston Martin победят на гонке Goodwood Tourist Trophy 1959 года и Coppa InterEuropa 1963 года в Монце, опять победив Ferrari. Но в начале семидесятых компанию снова настигнут смутные времена – уже пожилой Дэвид Браун продаст AM в 1972 году фирме Company Development, а инициалы DB уйдут из названия моделей. За 20 лет появятся новые Vantage и Volante, наметится уклон в сторону люксовых машин и возникнет интерес к рынкам Ближнего Востока, компанию будут много раз перекупать.
И так продолжалось до тех пор, пока владельцем Aston Martin в 1987 году не стал гигант Ford, по сути, заново возродив легендарный бренд и вернув в 1993 инициалы и модельный ряд DB как часть истории компании.
В 1990-х и 2000-х годах Aston Martin будет переживать второй расцвет – продажи вырастут в десять раз по сравнению с периодом до Ford. В тот же период начнут разрабатываться уникальные модели Rapide и Zagato.
И, разумеется, вместе с фанатами марки мы увидели и новые успехи в автоспорте! Aston Martin в современной истории особенно блистали в первом десятилетии XXI века, когда было создано спортивное подразделение Aston Martin Racing в объединении с британской автогоночной командой Prodrive.
В 2005 году за рулем DBR9 экипаж Дэвида Брэбэма (младший сын легендарного чемпиона и конструктора «Формулы-1» Джека Брэбэма) победит в гонке «12 часов Себринга», одолев Chevrolet на родной американской земле! Вообще, противостояние с Corvette станет знаковым – Aston Martin уступят им в Ле-Мане 2005 и 2006, но одолеют в 2007 и 2008 годах!
Правда, с оговоркой, что AM побеждали в классе GT1, а не в общем зачете. И все эти победы также одержит Дэвид Брэбэм, заставив весь мир снова гордиться легендарной автоспортивной фамилией (в отличие от родного брата Гэри Брэбэма, который был осужден по обвинению в педофилии, но это совсем другая печальная история семьи Брэбэм).
В 2014 году команда снова праздновала победу на гонке «24 часа Ле-Мана» в составе датского коллектива гонщиков Aston Martin – Ханссон, Поульсен, Тим. Еще одна историческая победа в классе GTE случилась опять на легендарной трассе Сарте в 2017 году. И опять в борьбе с Chevrolet Corvette! На предпоследнем круге 24-часовой гонки пилот Aston Martin Vantage Джонатан Адам атаковал пилота Corvette Джордана Тейлора. Тот с контактом смог отбить атаку, но в последнем повороте перед последним кругом уступил лидерство!
YouTube-канал Paulus Uru
Также Aston Martin праздновали успех на последнем марафоне «24 часа Ле-Мана» в 2020 году, одержав победу даже в период коронавируса. Таким образом, зеленая британская команда в очередной раз закрепила успех в классе туринга.
И все-таки, победа в общем зачете «24 часа Ле-Мана» 1959 года остается самой значимой для Aston Martin в истории автоспорта. Период Дэвида Брауна – самый успешный для компании с точки зрения спортивных результатов, поэтому неудивительно, что единственный приход в «Формулу-1» состоялся в тот же период, о чем и пойдет речь далее.
Aston Martin в «Формуле-1»: от поражений и провалов к…Поражениям и провалам
Возвращение Aston Martin в качестве команды «Формулы-1» в 2021 году вызывает сразу несколько вопросов по многим причинам.
Во-первых, разумеется, это здорово звучит. «Астон Мартин в Формуле-1». Хороший заголовок, не правда ли?
Во-вторых, учитывая текущее финансовое положение компании и по-прежнему трудную ситуацию с коронавирусом в мире на момент января 2021 года, несколько туманными остаются перспективы компании с точки зрения финансовой выгоды от участия в F1.
Но, пожалуй, главная интрига: сможет ли Aston Martin переломить ход истории? Потому что, оглядываясь назад, участие в Королевских гонках не приносило ощутимой выгоды бренду.
Итак, единственный приход команды состоялся в сезоне 1959 года. Дэвид Браун был окрылен успехами компании, DBR4 отлично зарекомендовал себя еще в 1957 году, и в сезоне 1959 руководитель бренда решил атаковать сразу по нескольким спортивным направлениям. Таким образом, дебют Aston Martin в «Формуле-1» состоялся на Гран-при Нидерландов 1959 на трассе Зандвоорт (к слову, гонки F1 возвращаются в Нидерланды уже в этом году спустя 36 лет, можно ожидать особые мероприятия Aston Martin на этой гонке в память о дебюте).
К сожалению, победителей «24 часа Ле-Мана» Роя Сальвадори и Кэролла Шелби ждало жестокое разочарование: все соперники в «Формуле-1» технически уже ушли вперед, и DBR4 в дебютном гран-при смог занять лишь 10 и 13 место в квалификации. В гонке – двойной сход. В следующих заездах Сальвадори два раза занял шестое место на Гран-при Великобритании и Гран-при Португалии, но была проблема – очки в те годы давали лишь первой пятерке.
К сезону 1960 года в Aston Martin разработали болид DBR5, однако в расчеты закралась ошибка: двигатель весил слишком много, и гонщики не могли соревноваться с пилотами других команд. Машина была такой медленной, что организаторы заявили – они могут допустить AM к старту, но платить им ничего не будут. Такой расклад не устроил Aston Martin, в итоге команда бесславно завершила сезон без очков, уйдя из «Формулы-1», чтобы вернуться… Лишь в 2021 году.
В последние годы Aston Martin сотрудничали с Red Bull в качестве титульного спонсора.
И здесь тоже ситуация неоднозначная: с одной стороны, компания пришла за технологиями, присмотреться к Королевскому спорту, финансировать потенциально чемпионский коллектив. С другой стороны, по окончании сотрудничества мы имеем компанию, стоимость которой упала более, чем в 5 раз, и основную инвестицию осуществляет Лоуренс Стролл. Мы увидели гиперкар «Валькирия» в сотрудничестве с легендой формульной инженерии и главным конструктором Red Bull Эдрианом Ньюи, но помогут ли инновации выбраться на поверхность британской легенде?
Ответ узнаем уже в этом году.
Aston Martin остается легендой, без преувеличений и оговорок. Столетняя история гордой компании, которая начиналась на велосипедных холмах, и продолжается сейчас в главном автоспорте планеты. Стиль и элегантность, успех и скорость – это настоящий бриллиант истории британского автопрома. И как британские высшие сословия порой терпели финансовые затруднения, так и Aston Martin в течение своей истории периодически продает не машины, а свое имя и свой бренд. Но можно не сомневаться: окончание кризиса COVID-19 и пара побед в «Формуле-1» гарантируют еще долгую жизнь компании. God save the Queen! God save Aston Martin!
Благодарим Simply Formula за помощь в подготовке материала.